[ Скачать с сервера (45.0 Kb) ] | 05.04.2021, 19:45 |
Тема: Мотивация учебной деятельности и её формирование. Здравствуйте уважаемые, родители! Вот и пролетела первая четверть. Ваши дети ученики пятого класса. Вы почувствовали разницу нынешнего года обучения и предыдущего, у детей появились сложные домашние задания, много новых учителей у которых свои требования к уроку. Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку при обучении в школе. Мотивация учебной деятельности и её формирование Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях, а что говорить про детей. Обычно в жизни происходит так: в начальных классах ребёнок хорошо учился, не было проблем. Придя в средние классы, ученик стал хуже учиться, появились проблемы по отдельным предметам, а в старших классах успеваемость совсем снизилась. Чтобы такого не произошло с нашими детьми, мы попытаемся ответить на вопрос: что влияет на высокую мотивацию учебной деятельности? Для изучения мотивации учебной деятельности детей в вашем классе, я использовала анкету Р.В. Овчаровой «Мотивация учебной деятельности», которая включает в себя ряд вопросов следующего содержания:
Они помогают просмотреть - отношения ребенка с одноклассниками и учителями, отношение к школе. И получила следующие результаты: Высокий уровень мотивации – 3 чел.; Средний уровень мотивации – 6 чел.; Внешняя мотивация – 4 чел.; Низкий уровень мотивации – 4чел.; Негативное отношение к школе – 2 чел
Что же является причиной такой мотивации детей? Во – первых, родители часто ориентируются на усредненные социальные стандарты и нормы, т.е. обычно сравниваю достижения своих детей с достижениями других детей такого же возраста. Зависимость успеха или не успеха от прилагаемых ими усилий в учебе в расчет не принимаются. Объяснение неудач ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий. Одни дети могут усвоить материал быстро, прочитав его один раз, другим же требуется больше времени. Это зависит от особенностей ребенка, от того, что дала ему природа. Не стоит требовать с ребенка большего. Если у вас сомнение обратитесь к специалисту, чтобы он провел диагностику способностей ребенка и сообщил вам о результатах. Говоря о том, что у ребенка неудачи по математике, можно тяжко вздохнуть, и подумать: «Он у меня, наверное, бесталанный. Но и я сама в школе по математике была не очень». Если сын приносит из школы хорошую отметку, то отец редко может сказать: «Молодец! Хорошо поработал!» Скорее всего, он скажет: «Тебе, наверное, просто повезло – вопрос достался легкий». Жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка. Это подавляет собственную инициативу ребенка. Помощь от родителей, приходящая не в форме совета, а в виде приказа навязывания ребенку своего мнения, еще больше подавляет самостоятельность и инициативность. Когда вы говорите ребенку: «Садись, учи историю, а то опять двойку принесешь…» - как мы можем сказать эту же фразу, но не в форме приказа, а в форме совета? (Как у тебя дела по истории, ты поучи, а потом мне перескажешь, вместе ответим на вопросы после текста) «Хватит сидеть за компьютером, иди делай уроки…» - (Ты сегодня достаточно поработал с компьютером, отдохни не много, давай посмотрим, что тебе задано по предметам) «Когда ты закончишь болтать по телефону, времени уже много и когда ты собираешься делать уроки или тебе опять не задано…» - (С Таней вы увидитесь завтра в школе, пойдем, я посмотрю, как ты справилась с уроками). Жесткий контроль может осуществляться и при помощи физического насилия над ребенком (отлупили тапочкой, скакалкой, дали подзатыльник), это также носит отрицательный характер. Порицание за неудачу, равнодушие при успехе. Неудачи детей гораздо чаще вызывают упреки и недовольство. Один мальчик однажды спросил свою маму: «Почему ты меня всегда ругаешь и никогда меня не похвалишь за мои успехи, ведь они есть и я учусь не хуже других?» на что его мама ответила: «А зачем за хорошее хвалить – это и так видно. Вот о плохом говорить надо, чтобы его искоренять!» Если в семье авторитарный стиль воспитания, то неуспехи детей служат хорошим поводом для проекции на них собственного внутреннего напряжения и раздражения. Если демократический стиль воспитания, то в таких семьях дети чаще добиваются успехов в школе, а в дальнейшем и в жизни т.к. отношение к ребенку не «над», а «вместе» - «Давай попробуем вместе выполнить задание… Объясни мне как правильно делать…» и т.д. Если попустительский стиль воспитания, то не о каких высоких результатах речи быть не может. Так как все идет на самотек. Неуспехи ребенка могут быть связаны и с возрастными особенностями. Учителя говорят о том, что дети срывают уроки, разговаривают, стали шумными и непоседливыми. Сейчас дети переживают период «бури и натиска». Бурное гормональное и физическое развитие. Родители в недоумении: «Раньше ребенок учился хорошо, а сейчас с ним что – то происходит…» Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе чётко поставленной цели – получение хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребёнок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) – помочь им в осознании этой цели. Работа в группах (5 – 7 минут) Уважаемые родители каждой группе я задам только один вопрос. Что необходимо делать ВАМ для того, чтобы повысить результативность обучения ваших детей?. Но все ваши предложения должны начинаться со слов: 1 группа «Я должен…», 2 группа «Я сумею…», 3 группа «Я могу…».
Вывод: мотивацию учебной деятельности можно повысить за счет изменения отношения к своим детям, главным образом за счет вашей искренней веры в большие потенциальные возможности своих детей. В школе мы используем свои педагогические методы повышения мотивации. Но родители также влияют на мотивацию своего ребенка.
Памятка
| |
| |
Просмотров: 97 | Загрузок: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |